шэрон стоун
 

ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ

 
 

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА

11 февраля – День рождения талантливой актрисы, иконы стиля, красивой и поистине великой женщины Любови Орловой.

любовь орлова

Обаяние и манеры у Любови Орловой были в крови. Ее семья принадлежит к одному из старейших российских дворянских родов. Таких всего-то было двенадцать! Предок Любови Григорий Орлов – это тот самый фаворит Екатерины ІІ, благодаря которому императрица взошла на престол. Другой ее родственник – Михаил – был декабристом, а отец Петр Федорович – военным, но в анкете Любовь Орлова всегда писала, что он у нее «из служащих». По матери было родство с Л. Н. Толстым. В детстве у нее была даже книжка с подписью классика русской литературы. Её матери Сухотиной Евгении Николаевне перешло как приданное имение Сватово в Воскресенском уезде. Информация о происхождении тщательно скрывалась актрисой, но ее тонкие манеры, интеллигентность и утонченную красоту нельзя было скрыть.

Любовь Орлова появилась на свет в 1902 году в Звенигороде. С детства она отличалась бойким нравом и талантами. В 1908 году состоялось ее знакомство с Федором Шаляпиным. Он устраивал детский бал и замети на нем маленькую девочку с белокурыми волосами и поднял на руки. Шаляпин был другом семьи и бывал у Орловых в гостях. Он очень любил девочку и подарил ей автопортрет. Однажды после домашней постановки оперетты «Грибной переполох» он предрек, что маленькую Редьку, которую играла Любочка, ожидает слава артистки. Родители видели в дочери пианистку, поэтому отдали в 7 лет в музыкальную школу.

любовь орлова юнаяРеволюция все изменила. В 1917 году семейство Орловых переезжает в Воскресенск к сестре матери. Деревня помогла потомственным дворянам выжить в то непростое время. Любовь Орлова только тем и занималась, что вместе с сестрой возила в Москву молоко на рынок. Она таскала тяжелые холодные бидоны, и ее суставы краснели и сильно распухали… Впоследствии Орлова всегда прятала свои руки (в кадре их увидеть вряд ли удастся). Несмотря на войну, родители Любови решили, что она должна посвятить себя музыке, и три года, с 1919 по 1922, она проучилась в Московской консерватории по классу рояля. Тяжелое материальное положение не позволило продолжить обучение.

Так вышло, что хорошего театрального образования Орлова не получила. Правда, она посещала не престижное по тем временам хореографическое отделение Московского театрального техникума, который потом стал ГИТИСом. Это помогло развить чувство ритма и пластики. Актерскому мастерству она обучилась у режиссера Е. С. Телешовой на частных занятиях. Параллельно Любовь Орлова подрабатывала учителем музыки и аккомпаниатором в кинотеатрах «Арс», «Орфеум», «Великий немой», «Унион». Техникум она окончила в 1926 году. В Музыкальной студии при МХАТе им. В. И. Немировича-Данченко звезд она не срывала. Орлова была хористкой, поэтому пела и танцевала, исполняя эпизодические роли. Она вышла из «тени» в 1932 году, когда с фурором исполнила роль Периколы в оперетте. Поговаривали, что главой ролью Орлова обязана влюбленному в нее директору театра М. Немировичу-Данченко. Молодая актриса не ответила ему взаимностью и как раз тогда была с головой в бурном романе с австрийским импрессарио.

любовь орлова, улыбкаЛичная жизнь Орловой в целом складывалась не совсем удачно. Первый брак – это 1926 год и безысходность. Мужем был партийный чиновник при Наркомземе Андрей Берзин. Пара познакомилась в театре и довольно часто виделась. Семья Орловой переживала трудности, а перспективный, симпатичный, влюбленный в Орлову молодой человек сразу понравился родителям. Вскоре сыграли свадьбу. Семейная жизнь была довольно ровной, но муж стал оппозиционером. Его арестовали по «делу Чаянова» и сослали в Казахстан. Так Орлова стала женой самого настоящего «врага народа».

В любви не везло, зато карьера начала стремительно идти вверх. После многих неудачных кинопроб в 1933 году Орлова пробует себя как киноактриса в фильмах «Любовь Алены» и «Петербургская ночь». Обе ленты показали на экране в 1934 году, но славу актрисе они не принесли. Зато игра в «Периколе» приносила успех.

Однажды на концертном платье Орловой окотилась кошка, и ей пояснили, что это счастливый знак судьбы. Действительно: ее игра в оперетте потрясла не только широкие массы, но и режиссера Григория Александрова (Мормоненко). В тот же вечер он познакомился с Орловой и вскоре утвердил на главную роль в своем новом фильме. Кино называлось «Веселые ребята».

Началась история любви длиною более сорока лет.

орлова и александров

Орлова говорила, что встретила «златовласого и голубоглазого бога и все было кончено». Всю жизнь Орлова и Александров не говорили друг другу «Ты». Они обращались только на «Вы», якобы чтобы не улетучился флер любви. Оба были несчастливы в первых браках. Григорий так же, как и Любовь, расстался со своей «половинкой», но у него был сын Дуглас, с которым складывались непростые отношения. А вот с Орловой у Александрова была жизнь творца и музы. Она считала, что муж ее гениален, поэтому должен снимать фильмы и… любить ее.

В 1970-е режиссер уже не снимал народное кино, а любимая актриса и жена была всегда рядом. На Новый год они всегда были вдвоем: ходили по заснеженному лесу, присаживаясь ненадолго на скамейке, выпивали бокал шампанского и шли по той же тропинке домой. Время не меняло их чувств и привычек...

любовь орлова, циркТакими же «вечными» стали героини Орловой и соответствующие фильмы. Актриса сыграла главные роли в самых известных фильмах Александрова. Ошеломительный успех имела комедия по госзаказу «Веселые ребята». Есть версия, что Орлова сразу провалила кинопробы из-за излишней театральности и интеллигентности. В итоге роль домработницы Анюты всё-таки досталась ей и, в отличие от Леонида Утесова, под которого писался сценарий и в котором он должен был быть «первой скрипкой», Любовь Петровна получает в 1935 году Сталинскую премию как награду за свой образ. В список награждаемых Сталин вписал Орлову лично, хотя она, по сути, была еще малоизвестной актрисой кино. К ней пришла мировая слава, а Утесов получил лишь ценный подарок – фотоаппарат.

Следующим судьбоносным фильмом стала комедия «Цирк» (1936). Это был настоящий успех: Гран-при на Международной выставке в Париже и Сталинская премия. Считается, что «Цирк» был одним из наиболее кассовых кинофильмов СССР. Кинолента «Волга-Волга», снятая тоже Александровым, также полюбилась зрителям. Были еще фильмы «Светлый путь» и «Ошибка инженера Кочина». В актерских кругах даже было специальное прозвище для команды мэтров, творивших «вечные» фильмы и окружавшей Орлову, - «орловские рысаки» (Александров, Дунаевский, Лебедев-Кумач).

любовь орлова в полный ростОрлова стала любимой актрисой Сталина и всенародной любимицей. Героини Орловой были ясны и понятны простым людям, близки по духу и полные оптимизма. Ее песни пел весь Советский Союз и на нее старались быть похожими. Психиатры даже выделили «синдром Орловой». С молодых лет и до самой старости Орлова придерживалась строгого графика. Ежедневная тренировка у станка, холодный душ и уход за собой. Так, она сохранила свой эталон – поясок из кожи, чтобы мерить талию, которая была у нее 43 см при росте 1 м 58 см. Такая фигура была весьма нетипичной для кинематографа СССР и больше попадала под голливудские стандарты. Сама же Любовь Орлова стала эталоном для всех женщин Советского Союза. Интересно, что когда отправилась на гастроли в Иран, там тоже стала всеобщей любимицей.

Любовь Орлова снималась у одних и тех же режиссеров. Она хоть и принимала замечания руководителя картины, в ходе съемки вносила свои коррективы, а такое излишество не каждый мог позволить. Орлова исполняла разные роли. Например, среди драматических можно вспомнить фильм «Встреча на Эльбе». Критики утверждали, что она всё равно на экране играла саму себя и точка. Это было всегда талантливо, естественно, четко и органично, а что самое важное – продумано до мелочей.

В годы ВОВ Любовь Петровна отошла от кино, поддерживала солдат на фронте, ездила с концертами, а с 1955 года работала в театре. Последние фильмы «Встреча на Эльбе» и «Весна», в которых играла Любовь, были награждены на международных фестивалях. Были биографические киноленты «Мусоргский» и «Композитор Глинка». Последним фильмом великой актрисы стала мелодрама «Скворец и лира». Режиссером неизменно оставался Александров.

Становление советского кино вообще невозможно представить без Орловой и Александрова. Критики говорили, что режиссер «лепил» из Орловой Марлен Дитрих, копируя многое из манеры известной зарубежной актрисы. Это уже кто как знает, однако советская кинодива играла совершенно по-своему, в кадре ни с кем никогда не целовалась и замечательно пела. Даже коллеги называли ее звездой и актрисой вне интриг.

любовь орлова среждних лет

С другой стороны, об Орловой после ее смерти ходили разные истории и сплетни о пластических операциях. Судачили о ее характере. Орлова отличалась строгостью. Не была она в восторге от дружеских посиделок и вообще не любила гостей. Любила только своего Григория. Совсем плохие были отношения с его сыном: они взаимно не выносили друг друга. Общих детей с Александроыма не было. Самой близкой подругой была Фаина Раневская, которая нелестно отзывалась о голосе Орловой, но саму подругу и актрису она очень ценила.

Любовь Орлова носила звание заслуженной артистки РСФСР, а также народной артистки РСФСР и СССР, обладателя Сталинских премий и множества наград. Цены на ее гастроли бывали астрономическими, а люди ходили всё равно, ведь она – это целая эпоха в кино. Любовь Орлова поистине была примадонной, великой и мудрой женщиной, которая всегда выглядела изысканно, элегантно и всегда безупречно. Ходил даже анекдот, что она летала в Париж за перчатками.

Последние свои дни Орлова провела в больнице. Рак поджелудочной железы отравлял ей жизнь, однако она учила роль под присмотром врачей, чтобы выйти на сцену после лечения. Смерть всё же оборвала эти планы. Любовь Петровна умерла. Это случилось 26 января 1975 года сразу же после приезда Александрова. Последними словами было: «Как же Вы долго…». Ей было чуть больше 70… На прощание пришли тысячи людей, актрису утопили в цветах. Александров пережил свою жену и после ее смерти женился на невестке, чтобы оформить на нее наследство. В 1983 году он снял одноименный документальный фильм о Любови Петровне. Орловой не стало, а ее магия осталась.

   
   

© 2014 - W-guide. Все права защищены

Перепечатывание и использование материалов в электронном формате разрешается только
при наличии гиперссылки на w-guide.com.ua.

Использование материалов в печатных изданиях допускается только с письменного разрешения администрации и/или автора материалов.

Разработка и создание сайта:
Bizonoff - интернет-консультант

 
Рейтинг@Mail.ru