шэрон стоун
 

ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ

 
 

МАРИ ТЮССО

1 декабря исполнилось 253 года со Дня рождения Мари Тюссо, женщины интересной и по-своему необыкновенной и великой.

мари тюссо

Лондон богат на достопримечательности, которые придутся по вкусу разному туристу. Но очереди стабильно выстраиваются далеко не везде. Именно в Музей мадам Тюссо направляются толпы заезжих гостей столицы Великобритании и в дождь, и в снег, и в жару. С чего вдруг? Просто это одно из наиболее зрелищных заведений Лондона. В мире уже существует много подобных выставочных залов, но уровень выполнения восковых скульптур и сервис не тот. В Музее мадам Тюссо всех исторических личностей и знаменитостей можно пощупать, приобнять и запечатлеть на фото. Уже полмиллиарда людей посетили это место, а еще больше наверняка слышали о нем. А вот кто такая мадам Тюссо знает не каждый.

музей мадам тюссо

Мари Тюссо не была по происхождению ни англичанкой, ни француженкой, хотя фамилия и место нахождения одноименного музея наталкивают на подобную мысль. Она имела швейцарские и немецкие корни. Вернемся в далекий 1761 год. Место действия – Страсбург. В семье Иоганна-Йозефа Гросгольца и Анны-Марии Вальтер родилась дочь Мари. Есть версия, что отец происходил из рода палачей, чем весь его род заслужил презрение среди людей, но большинство сходятся на мнении что отец Мари был гравером, а мать – служанкой. Мари отца вообще не знала: родилась, пока он был на Семилетней войне, а оттуда он не вернулся. Мать девочки, еще очень молодая женщина, вскоре вышла замуж и стала мадам Саверни, но и второй муж умер. Через некоторое время у нее завязался роман со своим работодателем – с доктором по имени Филипп Кюртюс (в другой транслитерации – Кюрте), у которого она была домоправительницей. Однако на третий брак мать Мари не решилась, хотя жила с доктором до конца жизни.

1767 год переносит нас в Париж. Господин доктор забирает с собой из Берна, где они пребывали последние несколько лет, Мари и ее мать в столицу Франции. Тогда он уже не практиковал в медицине, а полностью погрузился в прибыльное по тем временам дело – изготовление восковых скульптур.

Подобное искусство не было новинкой. Оно берет свое начало с времен Древнего Египта. Древняя скульптурная группа из воска была найдена в гробнице фараона Рамсеса XI. Фигурки имели ритуальный смысл, а сам воск наделяли созидательными силами по аналогии с солнцем или считали особой субстанцией для соединения мира живых и мертвых. В Античной Греции из воска создавали скульптуры богов, а в Риме – посмертные маски и фигуры императоров в натуральную величину. Возродили это древнее искусство итальянцы. Средневековая Европа знала восковые статуи в храмах, а в эпоху Нового времени началась настоящая «восковая мода»: знатные люди заказывали скульптуры, чтобы увековечить память о себе. Из этого материала изготавливались модели известных статуй, прежде чем появиться в бронзе или мраморе.

В XVIII веке появились выставки восковых фигур «на колесах», которые кочевали из города в город. Тогда такие статуи были в основном для того, чтобы потешить самолюбие. Бюст у скульптора или портрет у художника стоили солидных денег, а восковой аналог обходился значительно дешевле. Вот Филипп Кюртюс и придумал не просто лепить лица и фигуры из воска, но и наряжать их в костюмы для пущего реализма. Маленькая Мари Гросгольц сильно привязалась к Кюртюсу и разделяла его увлечение. У нее обнаружился талант художника, поэтому она запоминала посетителей и рисовала их, делала эскизы, шила одежду для скульптур, сооружала прически и потихоньку училась у своего наставника искусству лепки.

1771 год не мог не радовать семью доктора Кюртюса. «Восковой» бизнес давал хороший доход, так что они жили в престижном районе столицы в шикарном особняке. Однажды доктор и скульптор вылепил восковые портреты короля Людовика XVI и его молодой жены Марии-Антуанетты по случаю их свадьбы и выставил на всеобщее обозрении в витрине своего магазина. Люди толпами приходили посмотреть на дивные фигуры, и у Кюртюса возникла идея создать коллекцию знаменитых людей.

Осенью 1776 года открылся первый в мире музей восковых фигур. Тогда он назывался «восковой театр». В нем были представлены король Людовик XVI, герцог Орлеанский, философы Вольтер, Руссо, Франклин, писатель Мольер, министр Фулон… Скульптуры не сильно были похожи, но зрители были в восторге, как и сам монарх, посетивший «театр». В 1778 году Мари Гросгольц вместе с Кюртюсом была у Вольтера – они моделировали его лицо, и вскоре стали единственными обладателями слепка лица философа из воска. Вообще-то она с 16-летнего возраста начала создавать фигуры философов. На тот момент она уже вела финансы Кюртюса и полностью овладела искусством лепки из воска.

мари тюссо в молодости 1780 год. Версаль. Мари при дворе, преподает искусство сестре Людовика XVI. Ее любит царственная фамилия…

1789 год всё изменил в жизни Мари. Во время Французской революции ее записали в пособники королей и посадили в тюрьму, где она сидела в одной камере с будущей императрицей Франции Жозефиной Богарне. Мари ожидала казнь, но ей поручили сделать посмертную маску Робеспьера и помиловали. Она проявила свою лояльность режиму и лепила маски видных политических деятелей и старого, и нового порядка, в том числе короля и его жены. Часто «материал» для работы ей поставляли палачи… Случай с убийством Марата натолкнул Мари на идею создания коллекции не просто восковых фигур, а целых сцен из них. К слову, все скульптуры и портреты из воска после смерти доктора Кюртюса достались Мари.

В 1795 году Мари вышла замуж и стала «мадам Тюссо». От брака с инженером Франсуа у нее было два сына, но счастлива в браке она не была. Муж пил и проигрывал в карты все свои деньги, так что основной доход семье приносила коллекция восковых фигур, которая пополнялась новыми знаменитостями. Так, по личному приглашению Жозефины, Мари была приглашена сделать скульптуру Наполеона.

Знакомство с Англией для Мари Тюссо началось в 1802 году. Ей тогда было уже за сорок. Пришел конец ее терпению. Она взяла с собой старшего сына, погрузила восковые фигуры на корабль и отправилась подальше от Франции. Мужа она больше не видела. Мадам Тюссо ехала на острова с письмом от верховного карателя Парижа на имя главного палача Эдинбурга, чтобы он радушно принял мадам и разрешил снимать посмертные маски с лиц известных преступников. Вот так и началась слава мадам Тюссо в Англии. После восшествия на престол Наполеона Бонапарта она не могла вернуться во Францию, и пустилась в путешествие по Британским островам вместе с коллекцией.

мари тюссо пожилаяЛюди в восторге от восковых скульптур мадам, однако было не так всё радужно. В 1804 году большая часть скульптур погружается на дно вместе с кораблем, их перевозившим. Данную новость Мари Тюссо встретила сдержанно и принялась за восстановление коллекции по уцелевшим формам для отливки. Сама, благодаря собственному упорству и трудолюбию, стойкая художница и скульптор заново лепила фигуры. Все экспонаты удалось воссоздать за несколько месяцев, и турне по Великобритании и Ирландии продолжилось еще тридцать лет. Появлялись новые скульптуры на это раз уже знаменитостей Туманного Альбиона – Шекспира, Вальтера Скотта, Оливера Кромвеля, Марии Стюарт… Творчество Мари полюбилось англичанам. Сыновья помогают всячески матери: один – специалист по костюмам, а второй – по финансам. Считалось настоящей честью быть представленным в воске при жизни у мадам Тюссо. Встреча с будущей королевой Викторией произошла в 1833 году, когда юная особа посетила выставку.

восковая мадам тюссо 1835 год. Наконец-то Лондон. К тому моменту мадам Тюссо с сыновьями уже могла позволить себе дом на Бейкер-Стрит. Так и сделали. Открыли музей, который становится местной достопримечательностью.

1842 год. Последняя работа мадам Тюссо – автопортрет, выполненный в возрасте 81 года. На старость лет она лепила в основном пародии, чем забавляла родных и гостей.

1850 год. Мари Тюссо умирает в возрасте 88 лет, оставляя после себя замечательную коллекцию восковых фигур. Не просто фигур, а истории в лицах из воска. До сих пор род Тюссо занимается делом своей знаменитой бабушки. Филиалы Лондонского музея открыты в Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Гонконге и Амстердаме.

Жизнь Мадам Тюссо напоминает приключенческий роман – интересная, временами трагичная, но со счастливым концом. Поразительно ее трудолюбие и упорство. Подумать только: Мари вынуждена была каждые два года заново лепить все фигуры, так как воск портился, поэтому она постоянно была при деле. К счастью, ее сыновья нашли рецепт сохранения воска в годах. Жаль, что лишь после ее смерти. История Мари Тюссо – рассказ о женщине, вышедшей из низов и ставшей всемирно известной благодаря своему таланту, находчивости, трудолюбию и силе характера.

   
   

© 2014 - W-guide. Все права защищены

Перепечатывание и использование материалов в электронном формате разрешается только
при наличии гиперссылки на w-guide.com.ua.

Использование материалов в печатных изданиях допускается только с письменного разрешения администрации и/или автора материалов.

Разработка и создание сайта:
Bizonoff - интернет-консультант

 
Рейтинг@Mail.ru